СТРУКТУРА
УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
Варианты конструирования образовательных целей:
- Сформировать
новые понятия на уровне…;
- Обеспечить
усвоение учащимися особенностей приемов труда, трудового процесса…;
- Обучить
новому способу действия, новым рабочим приемам, новым трудовым операциям…;
- Устранить
пробелы в знаниях о… Обобщить и систематизировать знания о…
- Отработать
навыки. Закрепить известные способы действий…;
- Обучать
выполнять задания по образцу или переносу знаний, умений в новую ситуацию…;
- Научить
самостоятельно оценивать результаты работы…;
- Научить
делать выводы…
Варианты конструирования развивающих целей:
- Развитие
мыслительных операций - анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать,
классифицировать и т. д.
- Развитие видов мышления(наглядно- действенное,
наглядно – образное, абстрактно- логическое), воображения(репродуктивное,
творческое).
- Развитие
качества ума(критичности, глубины, гибкости, широты, быстроты, творчества).
- Развитие
сенсорных навыков(определять признаки и свойства материалов по их цвету, запаху, на ощупь,
ориентироваться в пространстве и времени).
- Развитие
моторных навыков(точность движений, их скорость, сила, координированность и т.
д. )
- Развитие умений учебного труда(наблюдать, запоминать,
планировать, осуществлять самоконтроль, работать в нужном темпе и др.)
- Развитие
волевой и эмоциональной сферы(настойчивость, самостоятельность, умение владеть
собой, уверенность в своих силах, способность преодолевать трудности).
Варианты конструирования воспитательных целей:
- Воспитание
патриотизма(интерес к настоящему и будущему
своей страны, родного края, чувство гордости за Родину, ее людей-
тружеников, готовность к ее защите), интернационализма(уважения чести и
достоинства людей всех национальностей, интереса к культуре и искусству других
народов), бережного отношения к природе, народному достоянию;
- Мотивов
учения(познавательная потребность, интерес и активность, отношение к
образованию как к важному и необходимому для личности и общества);
- Мотивов
труда(потребность в нем, стремление принести пользу людям, желание овладеть
какой-либо профессией);
- Гуманности(внимательное,
заботливое отношение к людям,
сочувствие, уважение к старшим,
милосердие);
- Коллективизма(требовательность
к себе и людям, ответственность перед коллективом, привычки считаться с
общественным мнением);
- Дисциплинированности(выполнение
правил человеческого общежития, нравственных норм, установленных требований к
поведению и труду);
- Эстетических
взглядов(культура речи, одежды, поведения и труда);
- Творческого
начала личности.
МЕТОДЫ
ОБУЧЕНИЯ:
Методы обучения - это упорядоченные способы
взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение
целей образования.
Существует
несколько классификаций методов обучения
1.По источникам знаний: словесные,
наглядные, практические.
2.По степени взаимодействия
учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.
3.В зависимости от конкретных
дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала
и т.д.
4.По характеру познавательной
деятельности учащихся и участия учителя
в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный,
частично-поисковый, исследовательский.
5.По принципу расчленения или
соединения знаний: аналитический,
синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
6.По
характеру движения мысли от незнания к
знанию:
индуктивный, дедуктивный, продуктивный.
Методы
обучения направлены не только на обогащение учащихся знаниями и умениями, не
менее важна их роль как средство общего
развития и воспитания учащихся.
ТИПЫ
И СТРУКТУРЫ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ:
Комбинированный урок - представляет собой как бы соединение элементов
теоретического и практического занятий. В практике обучения технологии очень
часто возникает задача дать учащимся
некоторый объем технических сведений с
тем, чтобы на их основе построить практическую
работу по применению этих знаний и формированию практических умений.
Комбинированный урок создает для этого необходимые условия. В обучении
технологии используется операционно-предметная система(изучение технологических
операций на примере изготовления конкретных предметов), которой в наибольшей
мере отвечают комбинированные уроки.
Структура
комбинированного урока:
1.Организационная
часть;
2.Сообщение
темы и целей занятия;
3.Опрос учащихся по изученному
материалу;
4.Изложение нового учебного
материала и его закрепление;
5.Вводный инструктаж;
6.Пробное выполнение приемов
практической работы;
7.Самостоятельная практическая работа и текущий инструктаж
8.Итоговая часть.
Теоретический урок занимает,
как правило, не более 1 акад. часа, поэтому чаще проводится в составе
двухчасового занятия. На этих учащиеся знакомятся с элементами
материаловедения, изучают различные технические устройства, овладевают
конкретной технологией преобразования материалов, энергии или информации. Они
учатся также чтению чертежей, работе с технологическими картами, знакомятся с
вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда,
требованиями санитарии и гигиены. Теоретические уроки проводятся тогда, когда
нужно организовать усвоение учащимися значительного объема теоретического
учебного материала.
Структура
теоретического урока:
1.Организационная
часть;
2.Сообщение
темы и целей урока;
3.Изложение
материала;
4.Закрепление
его путем краткого опроса учащихся;
5.Работа
по усвоению теоретических знаний в виде решения
технических задач и упражнений.
Практический урок ставит
целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения
технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное
место в системе уроков по той или иной
технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими и
измерительными инструментами, управляют станками, швейными машинами и другой
техникой.
Практические
уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и
формировании общей технологической культуры.
Примерная
структура практического урока:
1.Организационная
часть(она сложнее, чем у теоретического
урока, т. к. надо подготовить рабочие
места, оборудование и т.д.)
2.Сообщение
темы и целей урока включает обоснование того, для чего необходимо выполнение
предстоящей работы и с точки зрения учебно-познавательной(чему
научатся ученики, какие умения и навыки приобретут), и с практической точки
зрения(какая будет польза от того изделия, которое они изготовят).
3.Вводный
инструктаж, т.е. объяснение порядка выполнения практической работы,
демонстрация рабочих приемов выполнения отдельных технологических операций,
указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля и т.д.
4.Пробное
выполнение приемов работы. Этот элемент
включается в структуру практического урока, если ученики осваивают совершенно
новые рабочие приемы.
5.Самостоятельная
практическая работа учащихся и текущее
инструктирование учителя. По времени – это
самая большая часть урока. Текущий инструктаж заключается в обходе
рабочих мест и контроле за работой учеников. При этом учитель проверяет
правильность выполняемых приемов, указывает на недостатки, дает дополнительные
пояснения, осуществляет показ и т.д. Если многие ученики допускают одни и те же
ошибки, то он может остановить работу и частично повторить вводный инструктаж,
снова продемонстрировать нужные приемы работы.
6.Итоговая
часть урока посвящается приему выполненных ученических работ, их оценке и
заключительному инструктажу. Учитель подводит итоги практической работы учащихся,
анализирует ошибки и т.д. Завершается урок уборкой рабочих мест учащихся и
всего помещения мастерской.
Урок – лабораторная работа
Эти
уроки являются разновидностью практических, так как на них учащиеся занимаются
в основном самостоятельной работой но она носит не трудовой, а
исследовательский характер. Они обычно не требуют длительного времени.
Примерная
структура такого урока:
1.Организационная
часть;
2.Сообщение
темы и целей занятия;
3.Изложение
теоретического материала и его закрепление;
4.Выдача
задания;
5.Выполнение
ее учащимися;
6.Подведение
итогов л/р и всего урока.
|