МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С.ЛЕТНЯЯ СТАВКА ТУРКМЕНСКОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Из опыта работы по теме
«Использование
интерактивных методов обучения как
средство развития личности»
Топчиевой Людмилы
Кузьминичны
учителя технологии МОУ СОШ
№1
с. Летняя Ставка
Туркменского района Ставропольского края.
2010 год
Использование интерактивных методов обучения как средство развития личности
В центр школьного образования в настоящее время поставлено развитие и воспитание человека культуры,
способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотносить ее с
национальными и общечеловеческими достижениями. И это, на мой взгляд,
несомненно, верно!
В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь Законом Российской Федерации
«Об образовании», Концепцией модернизации российского образования, утвержденной
правительством РФ №1756-р от 29.12.2001, одобренной решением коллегии
Министерства образования России и Президиумом Российской академии образования
от 23.12.2003 №21/12, утвержденной приказом Министерства образования России «Об
утверждении федерального компонента государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) образования» от 05.03.2004 №1089,
в которой определены важнейшие задачи деятельности школьников.
В
настоящее время я вплотную подошла к этапу настоящего осмысления результатов
своего труда. Стало необходимостью обновить
содержание процесса обучения и воспитания школьников. Это привело меня к поиску новой технологии
учебно-воспитательного процесса. Выбор был сделан в пользу технологии
интерактивного обучения (ИО). Она
является, на мой взгляд, хорошей возможностью идти в ногу со временем,
Тема, над которой я работаю:
«Использование интерактивных методов обучения как средство развития личности»
предоставляет мне возможность реализации этой проблемы.
Мне
видится, что организация работы с учащимися
требует от меня, как педагога, формирования четкого организационного механизма, который обеспечит
выполнение поставленных задач учебно-воспитательного процесса в перспективном
режиме.
Мои целевые установки:
1. Переход от
старой образовательной традиционной парадигмы к
новой модели школы.
2. Гуманно-личностный подход к ребенку.
3. Единство
обучения и воспитания.
На
выполнение этих целей направлены задачи:
1.
Выявление
стартового уровня состояния знаний, умений и навыков учащихся в каждом классе,
а также уровня воспитанности и толерантности, что необходимо для выбора форм и
методов обучения и воспитания.
2.
Выявление
проблемного поля учебно-воспитательного процесса.
3.
Разработка
системы учебно-воспитательной деятельности, направленной на создание
благоприятных условий для формирования прочных знаний, умений и навыков
учащихся.
4.
Отслеживание
результатов учебно–воспитательной деятельности
(мониторинг учебно-воспитательной деятельности)
5.
Формирование
общетрудовых умений по созданию потребительского продукта с учетом требований
современной жизни и реализации изготовленной продукции.
6.
Подготовка
выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
Моей
стержневой идеей
учебно-воспитательной деятельности является совершенствование преподавания
технологии через использование элементов интерактивного обучения на всех
возрастных этапах с 5 по 11 классы.
Новизна описываемой мной
учебно-воспитательной деятельности с применением элементов интерактивного
обучения состоит в идее их систематического внедрения в преподавание технологии (применение на уроках и во
внеклассных мероприятиях, исходя из подхода
рациональности и полезности использования элементов интерактивного
обучения).
Следует отметить, что интерактивное обучение является, на мой взгляд,
специфической формой организации познавательной деятельности. Она может
оказывать положительное воздействие, как на повышение качества знаний, так и на
повышение работоспособности, трудовой активности
учащихся, их заинтересованности
предметом. Она имеет ввиду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей
состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик
чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и
делает продуктивным сам процесс обучения. Учебный процесс организуется мною таким образом, что практически все
учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.
Примером
может служить использование метода проектов. Сегодня уже никого не приходится
убеждать в необходимости метода проектов,
главная идея которого – направленность учебно-познавательной
деятельности на результат, который получается при решении практической и
теоретической, но обязательно личностно и социально значимой проблемы.
Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность
исследовательских, поисковых и проблемных
методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на
самостоятельную реализацию школьниками задуманного результата.
Проектный метод помогает решить ряд задач
личностно-ориентированной педагогики:
- –
развитие познавательных навыков учащихся;
-
- –
развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
-
- –
ориентироваться в информационном пространстве;
-
- –
анализировать полученную информацию;
-
- –
самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения;
-
- –
развитие умений исследовательской, творческой деятельности.
На
уроках технологии все учащиеся выполняют проекты и оформляют дневник
проектирования. Учитывая принципы доступности,
объемы оформления проектов с 5 класса наращиваются постепенно. С
седьмого класса учащиеся оформляют проекты в полном объеме. Это серьезная
нагрузка. Я предложила оформлять работы на персональных компьютерах в
программе Power Point., так как здесь есть ряд преимуществ перед
традиционным оформлением проектной документации на бумажных носителях
Проекты-презентации учащихся могут служить
в дальнейшем прекрасным наглядным материалом к урокам технологии. Проекты выполняются по всем модулям
образовательной области «Технология». Мои ученики принимают активное участие в
школьных и районных олимпиадах по технологии, участвуют в интеллектуальных
марафонах, научно-практических конференциях, выставках, проводят
исследовательские работы по культуре питания,
по обработке ткани и различным видам художественной обработки
материалов.
Победители олимпиад по технологии
2006\2007 учебный год - 11 класс по основам
предпринимательства на муниципальном уровне - 1 место и по технологии – 2
место;
2006\2007 уч. год -11 класс по технологии на
муниципальном уровне - 2 место;
2007\2008 уч. год -10 класс по технологии на
муниципальном уровне - 1 место;
2006\2007 уч. год – 11 класс принял участие в
региональной олимпиаде по основам предпринимательства, а в 2007\2008 уч. году –
10 класс по технологии.
Победители в научно-практической
конференции
2007\2008 уч.году 10
класс по научно-исследовательской работе
по здоровому образу жизни «Молочные реки в школьных берегах» занял 2 место на
муниципальном уровне.
Следующий пример интерактивного метода
обучения – это применение case-study (анализ конкретных, практических
ситуаций). Познакомившись с методом обучения, который называется case-study, я
решила попробовать применить элементы этого метода на своих уроках по обработке
ткани. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную
ситуацию, описание которой одновременно отражает какую либо практическую
проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, связанный с профессией.
Затем следует анализ ситуаций.
Анализ ситуаций может применяться при всех
этапах вводного и заключительного инструктажа. Важно сконструировать знания, умения
и навыки. Этот метод можно применять при опросе, при объяснении нового
материала, при закреплении, при контроле.
Я применила
этот метод при опросе определенной темы: "Изготовление прямой юбки” в 6 классе.
Применение такого метода стимулирует умственное
развитие учащихся, обусловленное самостоятельной поисковой деятельностью, и
способствует дальнейшему формированию творческого профессионального мышления.
Для
распространения своего педагогического опыта принимаю активное участие в
семинарах, совещаниях, научно-практических конференциях:
¨ Обобщение опыта
«Проектная деятельность учащихся на уроках технологии» на районном методическом
объединении учителей технологии - 2005 год;
¨ Обобщение опыта «Проектный метод как системообразующее
звено современных педагогических технологий» на научно-практической районной
конференции учителей технологии – 2006 г.
¨ Презентация «Методические рекомендации о внедрении
инновационных педагогических технологий в образовательную область «Технология»
на районной конференции учителей технологии – 2007 год;
¨ Обобщение опыты «Методика разработки дидактического
обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий» на школьной научно-практической
конференции – 2008 год;
¨ Мастер-класс «Интерактивные методы обучения в
образовательной области «Технология» на региональном научно-практическом
семинаре – 2008 год.
Итак, можно отметить, что система в работе
позволяет мне в реализации
поставленных задач
учебно-воспитательного процесса. Я
считаю, что наиболее важной компетенцией сегодняшнего дня является
необходимость овладения новыми технологиями, осознание их силы и слабости,
способность учиться всю жизнь, осознавать необходимость непрерывной подготовки в профессиональном
плане, а также постоянное поступательное движение в личной и общественной жизни.
В заключение отмечу, что интерактивное
обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает
коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов
между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает
работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. И еще.
Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает
нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности,
переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Учитель технологии МОУ СОШ
№1 ___________ (Топчиева Л.К.)
|