Персональный сайт Топчиевой                                                      Людмилы                             
Главная | Каталог статей
 
Суббота, 18.05.2024, 17:18
| RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование интерактивных методов обучения как средство развития личности.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С.ЛЕТНЯЯ СТАВКА ТУРКМЕНСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

Из опыта работы по теме

«Использование интерактивных методов обучения  как средство развития  личности»

Топчиевой Людмилы Кузьминичны

учителя технологии МОУ СОШ №1

с. Летняя Ставка Туркменского района Ставропольского края.

 

2010 год


Использование интерактивных методов обучения  как средство развития  личности

               В центр школьного образования в настоящее время поставлено  развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотносить ее с национальными и общечеловеческими достижениями. И это, на мой взгляд, несомненно, верно!     

          В своей профессиональной деятельности  я руководствуюсь Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования, утвержденной правительством РФ №1756-р от 29.12.2001, одобренной решением коллегии Министерства образования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 №21/12, утвержденной приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» от 05.03.2004 №1089, в которой определены важнейшие задачи деятельности школьников.

В настоящее время я вплотную подошла к этапу настоящего осмысления результатов своего труда. Стало необходимостью обновить   содержание процесса обучения и воспитания школьников. Это   привело меня к поиску новой технологии учебно-воспитательного процесса. Выбор был сделан в пользу технологии интерактивного обучения (ИО). Она  является, на мой взгляд, хорошей возможностью идти в ногу со временем,

      Тема, над которой я работаю: «Использование интерактивных методов обучения как средство развития личности» предоставляет мне возможность реализации этой проблемы.

             Мне видится, что организация работы с учащимися  требует от меня, как педагога, формирования четкого  организационного механизма, который обеспечит выполнение поставленных задач учебно-воспитательного процесса в перспективном режиме.

Мои целевые установки:

1. Переход от  старой образовательной традиционной парадигмы    к         новой модели школы.

2.  Гуманно-личностный подход к ребенку.

3.  Единство обучения и воспитания.

На выполнение этих целей направлены задачи:

1.             Выявление стартового уровня состояния знаний, умений и навыков учащихся в каждом классе, а также уровня воспитанности и толерантности, что необходимо для выбора форм и методов обучения и воспитания.

2.             Выявление проблемного поля учебно-воспитательного процесса.

3.             Разработка системы учебно-воспитательной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для формирования прочных знаний, умений и навыков учащихся.

4.             Отслеживание результатов учебно–воспитательной деятельности  (мониторинг учебно-воспитательной деятельности)

5.             Формирование общетрудовых умений по созданию потребительского           продукта с учетом требований современной  жизни  и реализации изготовленной продукции.

6.             Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.

Моей стержневой идеей учебно-воспитательной деятельности является совершенствование преподавания технологии через использование элементов интерактивного обучения на всех возрастных этапах с 5 по 11 классы. 

     Новизна описываемой мной учебно-воспитательной деятельности с применением элементов интерактивного обучения состоит в идее их систематического внедрения в преподавание  технологии (применение на уроках и во внеклассных мероприятиях, исходя из подхода   рациональности и полезности использования элементов интерактивного обучения).               

  Следует отметить, что интерактивное обучение является, на мой взгляд, специфической формой организации познавательной деятельности. Она может оказывать положительное воздействие, как на повышение качества знаний, так и на повышение   работоспособности,      трудовой    активности   учащихся,   их заинтересованности предметом. Она имеет ввиду вполне конкретные и    прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Учебный процесс организуется  мною таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

  Примером может служить использование метода проектов. Сегодня уже никого не приходится убеждать в необходимости метода проектов,  главная идея которого – направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической и теоретической, но обязательно личностно и социально значимой проблемы. Технология организации проектной деятельности школьников  включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных  методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьниками задуманного результата.

   Проектный метод помогает решить ряд задач личностно-ориентированной педагогики:

  • – развитие познавательных навыков учащихся;
  • – развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
  • – ориентироваться в информационном пространстве;
  • – анализировать полученную информацию;
  • – самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения;
  • – развитие умений исследовательской, творческой деятельности.

На уроках технологии все учащиеся выполняют проекты и оформляют дневник проектирования. Учитывая принципы доступности,  объемы оформления проектов с 5 класса наращиваются постепенно. С седьмого класса учащиеся оформляют проекты в полном объеме. Это серьезная нагрузка. Я предложила оформлять работы на персональных компьютерах в программе Power Point., так как здесь есть ряд преимуществ перед традиционным оформлением проектной документации на бумажных носителях 

    Проекты-презентации учащихся могут служить в дальнейшем прекрасным наглядным материалом к урокам технологии.  Проекты выполняются по всем модулям образовательной области «Технология». Мои ученики принимают активное участие в школьных и районных олимпиадах по технологии, участвуют в интеллектуальных марафонах, научно-практических конференциях, выставках, проводят исследовательские работы по культуре питания,  по обработке ткани и различным видам художественной обработки материалов.

Победители олимпиад по технологии

2006\2007 учебный год - 11 класс по основам предпринимательства на муниципальном уровне - 1 место и по технологии – 2 место;

2006\2007 уч. год -11 класс по технологии на муниципальном уровне - 2 место;

2007\2008 уч. год -10 класс по технологии на муниципальном уровне - 1 место;

2006\2007 уч. год – 11 класс принял участие в региональной олимпиаде по основам предпринимательства, а в 2007\2008 уч. году – 10 класс по технологии.  

Победители в научно-практической конференции

2007\2008 уч.году 10 класс  по научно-исследовательской работе по здоровому образу жизни «Молочные реки в школьных берегах» занял 2 место на муниципальном уровне.      

    Следующий пример интерактивного метода обучения – это применение case-study (анализ конкретных, практических ситуаций). Познакомившись с методом обучения, который называется case-study, я решила попробовать применить элементы этого метода на своих уроках по обработке ткани. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает какую либо практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, связанный с профессией. Затем следует анализ ситуаций.

     Анализ ситуаций может применяться при всех этапах вводного и заключительного инструктажа. Важно сконструировать знания, умения и навыки. Этот метод можно применять при опросе, при объяснении нового материала, при закреплении, при контроле.

Я применила этот метод при опросе определенной темы: "Изготовление прямой юбки” в  6 классе.

     Применение такого метода стимулирует умственное развитие учащихся, обусловленное самостоятельной поисковой деятельностью, и способствует дальнейшему формированию творческого профессионального мышления.

Для распространения своего педагогического опыта принимаю активное участие в семинарах, совещаниях, научно-практических конференциях:

¨      Обобщение опыта «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии» на районном методическом объединении учителей технологии  -  2005 год;

¨     Обобщение опыта «Проектный метод как системообразующее звено современных педагогических технологий» на научно-практической районной конференции учителей технологии – 2006 г.

¨     Презентация «Методические рекомендации о внедрении инновационных педагогических технологий в образовательную область «Технология» на районной конференции учителей технологии – 2007 год;

¨     Обобщение опыты «Методика разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных  технологий» на школьной научно-практической конференции – 2008 год;

¨     Мастер-класс «Интерактивные методы обучения в образовательной области «Технология» на региональном научно-практическом семинаре – 2008 год.

    Итак, можно отметить, что система в работе позволяет  мне в реализации поставленных  задач учебно-воспитательного процесса.  Я считаю, что наиболее важной компетенцией сегодняшнего дня является необходимость овладения новыми технологиями, осознание их силы и слабости, способность учиться     всю жизнь,  осознавать необходимость  непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также постоянное поступательное движение  в личной и общественной жизни.   

    В заключение отмечу, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. И еще. Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

                   Учитель технологии МОУ СОШ №1 ___________ (Топчиева Л.К.)

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Mila (02.03.2015)
Просмотров: 447 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz